Разграничение государственной собственности на землю отнесено

Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю


Бесплатная юридическая консультация:

Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

Оглавление:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

ГАРАНТ:

О порядке представления сведений о земельных участках см. письмо ПФР от 23 января 2003 г. N ВП-04-25/700

Источник: http://base.garant.ru//8b7b3c1c76e91f88d33c08b3736aa67a/

Разграничение государственной собственности на землю. Основные принципы разграничения

Разграничение государственной собственности на землю — это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.

На практике вопрос разграничения государственной собственности на землю встает особенно остро при определении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.

Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например — заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку.


Бесплатная юридическая консультация:

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и округов. Кроме того, распоряжение земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами или столицами субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов.

Из анализа норм земельного и гражданского законодательства следует, что передача полномочий по распоряжению земельными участками, до разграничения государственной собственности на них, не есть передача функций собственника.

Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (неразграниченной собственности).

Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т. д.).


Бесплатная юридическая консультация:

Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, — это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.

С 2002 года процесс разграничения государственной собственности на землю осуществлялся в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», определяющим критерии отнесения земельных участков к собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, и постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 года № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».

За время своего существования указанный закон практически не работал, поскольку процедура разграничения предполагала множественные и длительные действия.

Так, для отнесения земельных участков к собственности субъекта РФ необходимо было подготовить перечень земельных участков и направить его для проверки и утверждения в Правительство РФ, которое проверяло их и принимало соответствующее распоряжение.

Основанием для государственной регистрации права на землю являлись акты Правительства РФ. На каждый земельный участок, включаемый в перечень, формировалось дело, содержащее один или несколько документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в этот перечень. В соответствии с действующей практикой процедура подготовки одного перечня составляла от 7 до 9 месяцев.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, процесс разграничения государственной собственности на землю зашел в тупик. Радикально изменить эту ситуацию были призваны принятые изменения законодательства.

17 апреля 2006 года был принят новый Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Закон вступил в действие с 1 июля 2006 года. Он отменил Федеральный закон № 101-ФЗ и установил упрощенные правила разграничения государственной собственности на землю, а также государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Законом уточнено общее правило статьи 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», порядка подачи заявления на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, в том числе и при разграничении государственной собственности на землю.

Государственная регистрация права собственности РФ, субъектов РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, либо действующего по их поручению лица.


Бесплатная юридическая консультация:

В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Таким образом, согласно положениям нового Закона, для регистрации права собственности на земельный участок достаточно подготовить пакет документов и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности.

Перечень документов, необходимых для осуществления регистрации права, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю».

* если основанием возникновения права является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего соответствующему субъекту, необходимо представить в регистрирующий орган правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке;

* если основанием является предоставление земельных участков соответствующим органам (организациям) — правоустанавливающие документы на землю и кадастровый план земельного участка.


Бесплатная юридическая консультация:

Необходимость предоставления каких-либо иных документов для государственной регистрации права собственности соответствующего субъекта на земельный участок при разграничении собственности на землю по указанным выше критериям Правительством РФ не установлена.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», установлены критерии отнесения земельных участков к собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующими условиями отнесения становятся:

* нахождение на земельном участке зданий, строений, сооружений, являющихся собственностью, соответственно, РФ, субъекта Федерации, муниципального образования;

* предоставление земельных участков органам государственной власти РФ, субъекта Федерации, их территориальным органам, органам местного самоуправления, а также казенным предприятиям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным, соответственно, федеральными органами государственной власти, органами власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления;

* иные предусмотренные законодательством случаи.

Бесплатная юридическая консультация:

Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ, являются государственной собственностью земли промышленности и иного специального назначения, занятые:

* федеральными энергетическими системами;

* объектами использования атомной энергии;

* федеральным транспортом, путями сообщения;

* объектами федеральной информатики и связи;

* объектами, обеспечивающими космическую деятельность;


Бесплатная юридическая консультация:

* объектами обороны и безопасности;

* объектами оборонного производства;

* объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ;

* другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со статьей.

В целом изменения, направленные на упрощение процедуры разграничения государственной собственности на землю, следует оценить положительно. Вместе с тем следует учитывать, что если ранее действовавший порядок предусматривал формы дополнительного контроля правильности составления перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, путем формирования их специальными уполномоченными органами исполнительной власти, то теперь основная нагрузка по проверке основания регистрации права собственности ложится на Федеральную регистрационную службу. Это порождает дополнительные споры, связанные с разграничением государственной собственности на землю, в том числе связанные с распоряжением соответствующими земельными участками при отсутствии необходимых полномочий органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Современное право пошло по пути нормативного закрепления принципов права и принципов его основных институтов. Одним из последних новшеств в земельном праве стал институт разграничения государственной собственности на землю. Он получил закрепление в нормах Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) и изданных в его развитие законах и нормативных актах.


Бесплатная юридическая консультация:

В качестве принципа земельного законодательства выступает разграничение государственной собственности на собственность Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принципы правового регулирования есть общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых отношений.

Можно выделить следующие принципы:

— верховенство Конституции РФ и федеральных законов — правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю не может осуществляться договорами между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъекта о разграничении предметов ведения и полномочий и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части полномочий, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

— приоритет органов государственной власти России в процессе разграничения государственной собственности на землю — перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, подготавливаются федеральными органами исполнительной власти и утверждаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления лишь согласовывают их;


Бесплатная юридическая консультация:

— производность права собственности на земельный участок от права собственности на недвижимое имущество, расположенное на нем, в его границах или под ним;

— безвозмездность приобретения права собственности на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю — публичные образования не платят кому-либо за сам факт приобретения права собственности на земельные участки.

В Федеральном законе от 24.06.1999 N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» перечислены следующие основные принципы разграничения предметов ведения:

— верховенство Конституции РФ и федеральных законов;

— равноправие субъектов Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий;


Бесплатная юридическая консультация:

— недопустимость ущемления прав и интересов субъекта Федерации;

— согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов;

— добровольность заключения договоров, соглашений;

— гласность заключения договоров, соглашений.

В Указе Президента РФ от 16.12.1993 N 2144 «О федеральных природных ресурсах» в качестве основного выделен принцип общегосударственного значения федеральных природных ресурсов.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, можно сформулировать следующие принципы правового регулирования разграничения государственной собственности на землю, отвечающие понятию разграничения:

— конституционное закрепление полномочий по разграничению государственной собственности — эти полномочия отнесены Конституцией РФ (ч. 1 ст. 72) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, которые вправе принимать по вопросам общей компетенции федеральные законы и законы субъектов Федерации. Исключена возможность установления новых полномочий по разграничению государственной собственности на основании различных соглашений, в том числе федеративных договоров;

— верховенство федерального законодательства — порядок и основы разграничения должны быть урегулированы федеральными законами. Принимаемые по вопросам разграничения законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам и регулировать эти отношения только в части, не урегулированной федеральным законодательством;

— приоритет и контроль органов государственной власти России в процессе разграничения государственной собственности на землю — Росимущество должно осуществлять контроль за разграничением государственной собственности на землю (так как разграничение есть распоряжение собственностью страны от имени России). Ответственность каждого публичного собственника за свои действия (после внесения изменений в ЗК РФ и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») при обращении за государственной регистрацией права может привести к бесконтрольности проводимого разграничения. К сожалению, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним так и не стала гарантом законности сделок с недвижимым имуществом и регистрации прав;

— безвозмездность приобретения земельных участков в результате разграничения — разграничение земельных участков в собственность субъектов Федерации и муниципальных образований производится бесплатно. Этот принцип обосновывается исторической обусловленностью и необходимостью такого разграничения;


Бесплатная юридическая консультация:

— производность права собственности на земельный участок от права собственности на недвижимое имущество, расположенное на нем, в его границах или под ним, — соответствует общему принципу единства судьбы земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества. Принадлежность права на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке, производна от принадлежности права на земельный участок. Учитывая специфику советского земельного законодательства (не признававшего иных форм собственности на землю, кроме государственной) и то, что разграничение недвижимого имущества, находящегося на земле (зданий, сооружений), началось недавно, целесообразно производить разграничение права собственности на землю в зависимости от принадлежности права собственности на недвижимое имущество, находящееся на земельном участке;

— единство порядка оформления прав собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в результате разграничения государственной собственности на землю — порядок проведения землеустроительных работ, постановки участка на кадастровый учет, его государственной регистрации должен быть единым для всех собственников, регламентироваться федеральными законами и не содержать каких-либо исключений;

— сохранение и обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю на предоставленные им земельные участки — порядок разграничения государственной собственности на землю должен гарантировать гражданам и юридическим лицам сохранность их прав (права аренды, безвозмездного срочного пользования) на земельные участки, подвергнутые разграничению. Земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, в настоящее время не признаны объектом разграничения (Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ). В процессе разграничения эти права должны быть учтены и обеспечена их сохранность без возложения на их обладателей бремени переоформления каких-либо документов. То же самое касается сохранности условий действующих договоров аренды, изменение которых не должно быть связано со сменой собственника земельного участка;

— сохранение целевого назначения земельных участков — при разграничении государственной собственности на землю не могут быть изменены категория земель и вид разрешенного использования. Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую должен осуществляться только в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»:

— сохранение и учет стратегического, экономического и исторического значения участков, подлежащих разграничению — принимаемые федеральные законы, провозглашающие право собственности на земельные участки, должны учитывать и сохранять значение соответствующих земельных участков;

— регулирование порядка распоряжения неразграниченными земельными участками федеральными законами — регулирование может осуществляться только в соответствии с федеральными законами. Сегодня порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».


Бесплатная юридическая консультация:

В процессе разграничения могут быть сформулированы новые принципы, которые должны получить закрепление в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок разграничения государственной собственности на землю. В любом случае принципы должны быть основаны на нормах Конституции РФ.

Источник: http://studbooks.net//pravo/razgranichenie_gosudarstvennoy_sobstvennosti_zemlyu_osnovnye_printsipy_razgranicheniya

Порядок разграничения государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю стало не только насущной необходимостью, но и может дать дополнительные возможности к вовлечению таких земель в хозяйственный оборот и к увеличению эффективности использования этого ценного ресурса в развитии государства. В связи с постепенным характером формирования земельного законодательства, на ранних этапах его развития возникли определённые проблемы с распределением государственных земельных ресурсов. Поэтому недостаточное проведение разграничения практически не даёт возможности вовлечь такие участки в хозяйственный оборот.

Учёт земельных ресурсов

Известно, что земля является одним из наиболее ценных видов ресурсов, которые имеются у государства. Конечно, он не единственный, но при этом его можно рассматривать, как основу. В связи с этим понятно, что такой ресурс должен быть не только полностью учтённым государством, но и использоваться в общественной и экономической жизни наиболее эффективным образом.

В настоящее время существует общегосударственный реестр, где регистрируются права собственности на различные виды недвижимости, в том числе и на земельные участки.


Бесплатная юридическая консультация:

Если регистрация конкретной земли не была проведена, она не может быть:

  • продана;
  • куплена;
  • подарена;
  • передана в наследство и т. п.

Казалось бы, с учётом земельных ресурсов, на первый взгляд, всё в порядке. Но при более внимательном взгляде на статистику распределения земли в Российской Федерации можно обнаружить неожиданную вещь. Значительная часть земель, формально находясь в собственности государства, на самом деле непонятно кому принадлежит. Как это может быть? Из-за определённых особенностей земельного законодательства существенная часть государственной собственности не распределена между самими этими владельцами: государством, субъектами РФ и муниципальными властями. То есть фактически хозяин таких земель не определён. Соответственно, такие земли не состоят на кадастровом учёте. Они относятся к неразграниченной государственной собственности.

Кто владеет землёй

Прежде чем подробно рассматривать этот вопрос, нужно выяснить, а кто имеет право владеть землёй в стране?

  1. Конечно, немалая часть этого ценнейшего ресурса принадлежит всему государству.
  2. Говоря об этой форме собственности, нужно упомянуть собственность субъектов федерации. В большинстве — это отдельные регионы, которые имеют право владеть землёй.
  3. Местные, а именно муниципальные органы осуществляют свою власть на местном уровне. Часть земель находится в их собственности.
  4. Кроме указанных собственников, владеть участками имеют право как юридические лица, так и отдельные граждане.

В обычной жизни экономические отношения, связанные с собственностью на землю, достаточно просты и понятны. Есть правообразующие документы, которые относятся к купле-продаже, наследованию или другим правоустанавливающим юридическим процедурам.

Участки должны пройти положенную по закону регистрацию, получение кадастрового паспорта, межевание. После осуществления регистрации вопрос о праве собственности обычно неясностей не вызывает.

В вопросах государственной собственности ситуация иная. Прежде всего, есть категории земель, которые в принципе не могут перейти к другим собственникам. Существуют несколько их разновидностей. Одним из примеров могут служить земли природных заповедников. Кроме этого, существует практика предоставления участков в бессрочное пользование, а также в пожизненное и наследуемое владение. В последних двух случаях, хотя собственником и является государство, в реальной жизни с этим возникает некоторая неопределённость. Одним из отличий здесь является то, что пользователи участков не проходят кадастровой регистрации, ведь они не являются собственниками земли.


Бесплатная юридическая консультация:

Формирование участков

Однако так ли уж невозможно для частного лица или организации получить в собственность участок нераспределённой государственной земли? На самом деле это вполне реально.

Для этого есть два пути:

  • выполнить прирезку участка;
  • провести формирование участка.

В первом случае речь идёт о том случае, когда в собственности имеется территория, которая соприкасается с границей государственных земель. Распространённой является ситуация, когда собственник самовольно дополняет имеющуюся у него территорию дополнительным куском, нарезанным самостоятельно, без оформления, расположенным рядом с его участком. Несмотря на кажущуюся незаконность такого образа действий, российское законодательство в последние годы разрешило легализовать подобный захват земли. Эта процедура получила название прирезки. Для того чтобы это сделать, хозяин участка должен сначала убедиться, что этот дополнительный кусок территории доступен, получить соответствующее разрешение муниципальных властей и провести кадастровую регистрацию этой земли. Последняя процедура стоит немало и проводится за его счёт. Характерной особенностью таких земель является относительно более дешёвая земля, чем в случае её прямой покупки. Хотя может показаться, что такое разрешение более выгодно владельцам прилегающих участков, на самом деле обе стороны от этого выигрывают.

Когда говорится о формировании участка, речь идёт о другой ситуации. В неразграниченной собственности на землю нет возможности оформить право собственности. Это связано с тем, что для такого права нужен правоустанавливающий документ. А получить его возможно только от законного собственника земли. В рассматриваемом случае такого найти не получится. Хотя понятно, что речь идёт о государственной земле, но нельзя определить, кто именно в государственной структуре обладает соответствующими правами собственника. Ведь только последний может продать землю новому хозяину. Как же поступают в подобных ситуациях?

Для этого могут передать соответствующий участок:


Бесплатная юридическая консультация:

  • в бессрочное пользование;
  • в пожизненное владение с правом наследования.

При этом не происходит кадастрового оформления и регистрации прав собственности, потому, что таких прав у получателя участка нет. Но передать в собственность землю при этом можно. Это делается посредством процедуры формирования участка. Сначала ведутся переговоры с представителями муниципальной власти. После того как согласие получено, производится межевание и полное кадастровое оформление. После того как все необходимые документы подготовлены, выполняется регистрация права собственности по вновь образованному участку.

С момента проведения государственной регистрации право собственности является полностью подтверждённым.

Важно отметить, что в данном случае цена земли относительно невелика. Обычно она составляет три процента от кадастровой стоимости этого участка. Однако кадастровые процедуры — вещь довольно дорогая, а оплачивать их должен новый собственник.

Цифры и факты

Рассмотрим цифры, которыми можно охарактеризовать ситуацию в масштабе всей страны. Для этого необходимо принять во внимание следующее.

Земельные ресурсы всего государства составляют огромную величину. Это 1709,8 миллиона гектаров.


Бесплатная юридическая консультация:

Если проанализировать эту цифру в разрезе прав собственности на землю, то на 2011 год принадлежало:

  • частным лицам 121,4 миллиона гектаров земель;
  • юридическим лицам ровно 12 миллионов гектаров;
  • государству — 1576,4 гектара.

Неразграниченная государственная собственность на землю охватывает 1145,5 миллиона гектаров. Остальная её часть преимущественно находится в собственности государства (420,0 млн га). Субъектам федерации принадлежат 7,7, а местной (муниципальной власти) — 3,2 миллиона гектаров земли.

Право распоряжения

Конечно, отсутствие юридического хозяина такого важного ресурса, как земельная собственность отчасти тормозит экономическое развитие территорий. Поэтому на законодательном уровне было принято решение, что до прояснения этих вопросов право текущего распоряжения такими участками имеют территориальные органы муниципальной власти. Относительно столиц или административных центров субъектов РФ принят немного другой порядок. Считается, что обычно правами распоряжения в данном случае должны обладать органы местного самоуправления. Однако в особых случаях законодательством может быть предусмотрена передача права распоряжения соответствующим исполнительным государственным органам. Речь идёт об исполнительных органах субъектов федерации.

Уполномоченные органы власти могут принимать решения по делегированию отдельных функций, относящихся к управлению такими землями, но не передавать при этом право собственности или право распоряжения.

Важно заметить, что предоставление права распоряжения не является передачей права собственности. В качестве причин этого можно указать следующее.


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Если говорить об объекте соответствующих правоотношений, то земля, о которой идёт речь, относится к нераспределённой государственной собственности. Поэтому передать право собственности, которое до настоящего момента попросту не существует, невозможно. Чтобы такое право было, право собственности на такие участки должно разграничиваться.
  2. В юридическом и хозяйственном обороте не может участвовать такой участок, который не состоит на кадастровом учёте, не прошёл определённую законом регистрацию, которые необходимы для предоставления права собственности.

Передача участков, не имеющих собственника, противоречит Гражданскому Кодексу РФ.

Как происходит распределение

Известно, что существует довольно большая территория, где земля до сих пор остаётся нераспределённой. Когда был принят действующий в настоящее время Земельный Кодекс, был одновременно принят нормативный акт, который содержал переходные положения при введении его в действие. К рассматриваемому здесь вопросу имеет отношение тот факт, что для распределения земель был установлен предельный срок. После 2008 года вообще не должно было остаться нераспределённых участков. Однако приведённая выше статистика говорит совсем о другом.

Что же представляет собой процесс распределения? В рассматриваемой ситуации речь идёт о любом нормативном акте, в котором такая земля разграничивается и прямо передаётся в собственность соответствующему владельцу. Как только такое решение принято, его берут в основу для соответствующих правоустанавливающих документов.

Предположим, существует интерес к приобретению определённого участка, который относится к рассматриваемому здесь типу. Первым шагом в данной ситуации может быть попытка получить информацию, из которой возможно однозначно заключить о том, относится ли рассматриваемый участок к нераспределённой государственной собственности. Как это сделать проще всего? Для этой цели прекрасно подойдёт публичная кадастровая карта России. В ней можно получить не всю имеющуюся информацию о собственниках земли, но всегда можно заключить, имеется ли данный участок земли в чьей-либо собственности. Сама карта является интерактивной. С использованием имеющейся информации можно осуществить поиск, при этом постепенно делая карту всё более подробной. В результате можно будет сделать уверенный вывод по данному вопросу.

Публичная кадастровая карта отражает актуальные данные общегосударственного реестра:

  • расположение земельного участка;
  • его площадь;
  • принадлежность и т. д.

Использование этого сайта позволит получить нужную информацию относительно быстро и с небольшими усилиями.

Любопытно, что критерии, по которым можно было проводить классификацию земельных участков и их отнесение к тем, которые относятся к муниципальным органам власти или к собственности субъектов федерации, были законодательно сформулированы ещё в 2002 году. Кроме этого были определены правила различных процедур, которые к этому имели прямое отношение. Был определён порядок составления и согласования списков земельных участков, которые должны были быть переданы в ту или иную форму государственной или муниципальной собственности.

Одним из этапов рассмотрения была передача всего подготовленного пакета документов в Правительство РФ, ожидание результатов проводимой здесь процедуры и того, какое решение по данному вопросу будет принято. Сам процесс обоснования такого запроса требовал большого количества подтверждающих документов, а рассмотрение каждого отдельного вопроса обычно происходило в период от семи до девяти месяцев. Такая сложность и громоздкость резко снижали эффективность процедуры. После принятия нового Земельного Кодекса в 2006 году порядок разграничения государственной собственности на землю был значительно упрощён, что несколько увеличило эффективность применения закона.

Источник: http://zhiloepravo.com/zemlya/razgranichenie-gosudarstvennoj-sobstvennosti-na-zemlyu.html

Разграничение государственной собственности на землю: что это такое и как осуществляется?

Госсобственность на земельные территории представляет собой единоличное обладание землей Российской Федерацией. Для того, чтобы функционирование этого ресурса происходило как можно лучше, госсобственность должна быть разграничена между теми уровнями власти, которые осуществляют эксплуатацию земли в своей деятельности.

Как происходит процедура, какую роль в ней играет публичная кадастровая карта и какими документами подтверждается результат такого разграничения?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Что такое распределение земель и какими нормами оно регулируется

Распределение земельных участков является одним из ключевых этапов в разграничении госсобственности на земельные территории. Эта процедура представляет собой сложный комплекс мер по оценке качества существующих земель, рассмотрению необходимости передачи их тем или иным субъектам или муниципальным образованиям, либо принимается решение об оставлении их в рамках федерального земельного фонда.

Регулирование данного процесса осуществлялось на разных этапах различными нормативными актами:

  • Так, в период до 1 июня 2006 года все регулирование было возложено на Федеральный закон, который так и назывался “О разграничении государственной собственности на землю”. Он действовал с 2001 по 2006 год и регулировал процесс распределения госсобственности на земельные территории в период реформирования действующего в этой сфере законодательства.
  • С 1 июня 2006 года вступил в силу Земельный Кодекс РФ (ЗК РФ), который стал основным регулятором данной сферы земельных отношений. В соответствии с его положениями на сегодняшний день существует три формы госсобственности на земельные ресурсы: федеральная, региональная и муниципальная. Устанавливается та или иная форма в зависимости от принадлежности расположенных на участке объектов недвижимого имущественного фонда. Подробное разграничение данных видов собственности представлено Главой 3 данного нормативного акта.
  • Так как в настоящее время может эксплуатироваться и та земля, которая находится в сфере обращения неразграниченной госсобственности, относительно нее также существуют нормы, позволяющие регулировать данный вид земельных отношений. Они относятся к статье 16 ЗК РФ, а также к закону, который занимается регулированием регистрации прав на существующую в стране недвижимость.

Данные нормативные акты не являются исчерпывающей базой для регулирования вопросов, связанных с разграничением собственности государства на земельные ресурсы и использования его неразграниченных территорий.

Что относится к разным видам государственной собственности на землю

Статья 3.1 Федерального закона, вводящего в действие ЗК РФ дает подробное разделение тех территорий, которые необходимо относить к собственности разных государственных уровней обращения и использования.

В соответствии с положениями данной нормы к собственности на землю федерального уровня следует относить:

  • Земли, на которых расположились возведенные и строящиеся здания и сооружения, находящиеся в собственности РФ, а также те земельные территории, которые передались федеральным органам, выступающим представителями государственной власти, в том числе, в лице своих территориальных подразделений, для создания ими казенных учреждений, федеральных унитарных предприятий и т.д.;
  • Земельные территории, где расположены объекты капитального строительства, относимые к собственности РАН и ее подразделений. Такие земли могут находиться на праве либо постоянного бессрочного пользования либо аренды у данного учреждения;
  • Земли, переданные Росавтодору на правах аренды теми федеральными органами, которые осуществляют политику в сфере регулирования дорожного хозяйства.

К сфере собственности регионального уровня следует отнести такие территории:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: .
  • Санкт-Петербург: .
  • Те участки, на которых возведены строения, принадлежащие по праву собственности субъектам РФ;
  • Территории, на которых расположены созданные на уровне регионов казенные, унитарные и иные государственные учреждения;
  • Земельные участки, относимые к сельскохозяйственным ресурсам, по которым проложены внутрирегиональные дороги, а также созданы объекты, предназначенные для обеспечения земель региона от негативных воздействий окружающей среды.

В соответствии с положениями этой же статьи к муниципальной собственности будут относиться следующие земли:

  • На которых расположены здания и иные сооружения, находящиеся в муниципальной собственности;
  • Переданные на правах аренды органами исполнительной власти муниципалитетов казенным, муниципальным унитарным и различным некоммерческим организациям, которые были созданы местными органами самоуправления.

Если же участок не относится ни к одной из перечисленных категорий и не был оформлен в частную собственность, в соответствии с действующими положениями ЗК РФ он будет считаться принадлежащим государству на основе неразграниченной государственной собственности.

Что такое разграничение государственной собственности на землю и каким образом оно происходит

В соответствии с нормами, сформулированными в ЗК РФ под разграничением госсобственности на землю следует понимать передачу государством имеющихся у него земельных ресурсов путем издания соответствующих Постановлений и Распоряжений в ведение регионов или муниципалитетов либо оставление таких участков в федеральной собственности.

Процедура разграничения госсобственности состоит из двух больших этапов:

  • На первом из них происходит издание нормативного акта, закрепляющего переход участка из неразграниченной госсобственности в разряд разграниченной на федеральном уровне, уровне субъектов и муниципалитетов. Изданию такого нормативного акта предшествует работа по постановке передаваемого участка на кадастровый учет с оформлением выписки из ЕГРН о присвоении ему кадастрового номера.
  • Второй этап посвящен непосредственной процедуре регистрации земельного участка по принадлежности к той или иной форме собственности. В том случае, если разграничение завершилось приобретением такого участка в частные руки, то в ЕГРН вносятся все данные на нового собственника. Если собственность остается в ведении федеральных, региональных или муниципальных исполнительных органов, указывается, в распоряжение какого из них она передана.

Каждое действие с существующими земельными участками находит свое отражение на публичной кадастровой карте.

Роль публичной кадастровой карты в разграничении земель

Данный ресурс расположен на официальном сайте Росреестра и представляет собой интерактивную базу данных с реальными отображением существующей картины относительно созданных на территории России земельных участков.

В рамках данного ресурса каждый пользователь сайта может уточнить интересующие его сведения относительно тех или иных земель, а также установить, была ли проведена постановка интересующего участка на кадастровый учет.

Однако сведений о том, кто именно является собственником того или иного участка, по данным публичной кадастровой карты получить не получится – она только показывает данные о том, было ли произведено разграничение госсобственности.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимость» говорит о том, что каждый участок, прошедший процедуру постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности, должен быть занесен на эту карту.

Правовые особенности использования земель из фонда неразграниченной госсобственности

Эти земли остаются в ведении государства, что накладывает на их эксплуатацию определенные особенности:

  • Оформление их в собственность путем выкупа или иных аналогичных по юридической силе действий невозможно до момента перевода этих территорий в один из разграниченных секторов собственности;
  • Использование такого участка возможно только путем заключения специального соглашения с уполномоченными распоряжаться государственным имуществом органами государственной власти;
  • Для использования таких участков возможны только две формы – аренда (для физических и юридических лиц) и постоянное бессрочное пользование (вновь заключаемые соглашения – только для юридических лиц, подписанные до 2006 года с физическими не перезаключаются, но сохраняют свое действие до момента переоформления участка в собственность или отказа от него).

При продаже или покупке земельного участка необходимо оформить договор. Образец вы найдете в этой статье.

Хотите получить дополнительную жилплощадь? Полезная для вас информация в нашем материале.

Какие документы подтвердят право собственности

Для подтверждения произошедшей регистрации права собственности на участок, независимо от того, к какому уровню он относится, потребуются два основных документа:

  • Постановление или Решение руководителя уполномоченного федерального органа о передаче конкретного участка или территориальной группы участков в ведение соответствующих органов исполнительной власти;
  • Выписка из ЕГРН, в которой будут указаны сведения о собственнике (полное наименование учреждения, признанного таковым), данные об основании возникновения такого права и дате такого возникновения, кадастровый номер участка, а также сведения о времени и месте постановки участка на кадастровый учет.

До 2016 года в качестве подтверждающего право собственности на недвижимость документа требовался и кадастровый паспорт (в нем указывался кадастровый номер и данные о собственнике). На сегодняшний день этот документ считается юридически ничтожным, так как утратили силу нормативные акты Росреестра, которыми он был введен в действие.

Разграничение госсобственности на землю – сложный и трудоемкий процесс, чья сложность связана, в первую очередь, с грамотным распределением существующих участков между разными уровнями собственников. Однако, если такого разграничения не произошло, запрета на эксплуатацию такого участка не последует, если соглашение о его использовании будет составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. По итогам произошедшего разграничения собственникам в Росреестре выдаются документы, подтверждающие законность их прав.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/sobstvennost/formy/razgr-gosudarstv-sobstvennosti.html

Основные моменты процедуры разграничения государственной собственности на землю в России

Земельные ресурсы всей страны не могут быть сосредоточены в руках лишь одного органа власти. В силу существования в России множества субъектов, земельные участки тоже распределяются по административно-территориальному признаку.

Такой процесс именуется разграничением государственной собственности на землю. Подробнее об этом механизме далее в статье.

Что такое разграничение государственной собственности на землю?

В первую очередь, это довольно сложный процесс, который включает в себя разраничение всей госземли на 3 уровня:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: .
  • Санкт-Петербург: .
  • Российская федерация (федеральная собственность);
  • субъектов РФ (собственность региональная);
  • муниципалитетов (муниципальная собственность).

В процессе разграничения участков проводятся мероприятия по землеустройству и кадастровые работы для последующего кадастрового учета и регистрации каждого земельного надела на том или ином уровне власти.

Участники

В качестве таковых выступают:

  • Россия;
  • каждый субъект по отдельности (в том числе и города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • каждое муниципальное образование (город, поселок и т.д).

Непосредственно в правовые отношения по разграничению госземель вступают специально уполномоченные органы власти — федеральные, региональные и местные, в компетенцию которых входит решение земельных вопросов на своем уровне.

Законодательство

Процедуру разграничения государственной собственности на земельные наделы регулируют множество законодательных актов.

Среди них следующие:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: .
  • Санкт-Петербург: .
  • Конституция РФ – это положения п.п. «г» статьи 72, в котором говорится о том, что разграничение находится в ведении всей страны и субъектов, и п. 3 ст. 35, где указано, что в пользу государства имущество может быть передано только по решению суда (к коему относится и участок земли);
  • Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — установили новые правила разграничения госсобственности на земельные наделы;
  • Гражданский кодекс РФ – закрепляет статус юрлиц, понятие имущества, права собственности и др.;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • распоряжения, правила, положения, инструкции и другие акты.

Какие государственные земли подлежат разграничению?

Разграничению подлежат во-первых, те госземли, сведения о праве собственности на которые не содержатся в ЕГРН. То есть, не установлена их официальная принадлежность ни к РФ, ни к какому-либо субъекту РФ, ни к городскому или сельскому поселению.

А, во-вторых, могут быть разграничены участки, зарегистрированные в ЕГРН. То есть они распределяются РФ и передаются субъектам или муниципалитетам.

Порядок разграничения госземли

Государственная земля разграничивается строго на безвозмездной основе и строго в соответствии с российским законодательством. Земля, находящаяся в «частных руках» не подлежит никакому разграничению и передаче от собственника государству (кроме случаев вынесения судебного решения, о чем уже говорилось).

Существует 3 временных этапа развития правоотношений по разграничению госземель.

  1. До принятия №101-ФЗ земля разграничивалась на основании договоров между РФ и регионами. Однако при наличии договорных взаимоотношений между двумя уровнями власти, невозможно было принять ряд важных законов (Лесной кодекс РФ, по которому все лесные участки – это собственность федеральная).
  2. Во время действия №101-ФЗ. В этом законе не было четкой концепции того, как разграничивать госземли из-за длительности этой процедуры и плохой развитости госкадастра земельных участков.
  3. С 01.07.2006 года было оформлено право РФ на землю принятием федерального закона – №137-Ф3 от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного Кодекса РФ».

Он четко установил, какие земли отнесены к федеральной собственности.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

На сегодня процесс разграничения выглядит следующим образом.

Соответствующим исполнительным органом госвласти или органа муниципалитета подается заявление о предоставлении земли субъекту РФ или муниципалитету в собственность, с указанием конкретного основания возникновения такого права. Пакет документов подается в орган госрегистрации права собственности – Росреестр.

В таком случае в регистрирующий орган предоставляется правоустанавливающий документ на этот объект недвижимости и кадастровый план надела, на котором видно, что здание там находится.

Критериями для отнесения того или иного участка к федеральной, региональной или местной собственности являются:

  • расположение на земельном наделе зданий, строений, сооружений, отнесенных к собственности либо Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципалитета;
  • передача участков или органам власти (федеральной, региональной, местной) или госпредприятиям, некоммерческим организациям, которые были созданы соответствующими органами;
  • другие случаи, прямо прописанные в законе.

Исключительно к госсобственности п. 4 ст. 87 ЗК РФ относит земли промышленности, а также иного спецназначения. Это, к примеру, те, что заняты: энергетическими системами, объектами атомной энергии, информатики и связи, обороны и безопасности страны, космической деятельности и др.

Принципы разграничения земель, находящихся в государственной собственности

Под принципами разграничения понимаются некие основополагающие юридические положения, на которых базируется процесс разграничения госземель. Существует целый ряд таких регулирующих принципов.

  • Закрепление на уровне Конституции РФ полномочий государственный органов в сфере разграничения земель госсобственности. Такие полномочия отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
  • Приоритет в регулировании вопроса разграничения именно федеральных законов. Первоочередный контроль процесса разграничения госземель специализированным органом власти – Росимущество, а также ответственность должностных лиц при выполнении возложенных на них полномочий.
  • Безвозмездная основа приобретения земельных наделов в результате разграничения.
  • Единство порядка оформления права собственности на разграниченный участок: проведение землеустроительных работ, постановка на кадастровый учет и государственная регистрация должны быть едиными для всех участников процесса разграничения.
  • Обеспечение и сохранение прав и интересов граждан и юрлиц на земельные объекты.
  • Сохранение целевого назначения наделов в соответствии с земельным законодательством.
  • Сохранение и учет значения земельных участков в области экономики, истории и стратегического развития страны.
  • Законодательное регулирование обращения с неразграниченными землями.

Узнайте все про порядок выноса участка в натуру в нашей статье!

Много нужной информации о значении ситуационного плана во время газификации участка вы найдете тут.

Проблемы разграничения государственной собственности на землю

Можно сказать, что в общем, на сегодня процедура разграничения значительно упростилась, а объем права собственности на участки каждого из трех уровней стал конкретным и закрепленным на уровне закона.

Тем не менее, в свете новшеств появилась проблема, когда контроль за перечнями участков земли, которые могут принадлежать федерации, субъектам и муниципалитетам на праве собственности, возложен на регистрирующий права на недвижимость орган – Росреестр (а ранее эти функции осуществлялись специально уполномоченными органами в сфере исполнительной власти).

Так вот передача контрольных функций на регистрирующий орган породила множество дополнительных споров. В частности о том, есть ли достаточные полномочия у того или иного органа власти на распоряжение конкретным участком.

Институт разграничения государственной собственности на земельные наделы дает достаточную свободу для экономического и культурного развития регионов, а также городских и сельских поселений.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/procedura-razgranicheniya-gosudarstvennoj-sobstvennosti.html